|
А им бы неба всласть!
На бывшем аэродроме Чернышевки отметили 10-летие Федерации СЛА Приморского края энтузиасты-пилоты сверхлегкой авиации, собравшиеся сюда из многих уголков Приморья: Арсеньев, Владивосток, Спасск, Уссурийск, Артем, Новонежино, Дальнегорск, Ярославка, Славянка и другие. За 10 лет проведено множество слетов. За это время Федерацией подготовлено около 50 летчиков сверхлегкой авиации. В Арсеньеве летают каждую субботу. Все, кто желает научиться летать, имеют здесь прекрасную возможность, благодаря деятельности Федерации СЛА во главе с бессменным ее Президентом Аркадием Егоровичем Яковлевым.
В юбилейных сборах приняли участие 8 летательных аппаратов, около 50 пилотов и столько же гостей самого разного возраста и профессий. Давал добро на взлет руководитель полетов Виктор Ильич Ковалев.
Начиная с Президента Федерации СЛА Приморья, здесь все были легендарные личности: заболевший небом однажды – неизлечим пожизненно! Дух летного братства собирает этих людей ежегодно 3-4 раза на взлетных полосах бывших аэродромов. Сколько их по Приморью!
С раннего утра в Чернышевское небо с глухим рокотом взметнулся яркий желто-красный дельтаплан, на котором по очереди держали трапецию замечательные парни - спассчане Юрий Билык и Виктор Наливайко – оба профессиональные летчики. В прошлом – полеты на истребителе, служба по всей стране и миру – Германия, Украина, Прибалтика, Дальний Восток. А как ушли в отставку, отводят душу на дельтаплане. Вот как сейчас, захватывая с собой очередного ликующего пассажира.
Братья дельтанутые
Не сравнить ни с чем те мгновения, тот восторг души, когда ты в небе! Александр Лахтин из Славянки – самый старейший дельтапланерист Приморья, научившийся летать самостоятельно еще в старорежимные времена: так было велико его желание подняться над землей! Особую прелесть открыл он в полетах на дельтаплане: когда ветер в лицо, когда над ромашками ты на бреющем! Об этом он поет в своих песнях: поэт, композитор и исполнитель в одном лице. Поет о себе, о своих друзьях-товарищах – летчиках-дельтапланеристах, он, мечтавший летать с детства и осуществивший свою мечту, несмотря на то, что в роду не было пилотов.
…Умом такое не понять.
До сих пор нам нет покоя!…
Бывший летчик – это бред!
Ведь летчик либо есть, либо его нет.
Бывших летчиков в природе не бывает! – утверждает Александр, подыгрывая себе на гитаре.
- Правильно! – вздыхают слушатели (все – «братья дельтанутые»: пилоты, летчики-истребители, штурманы, механики), радуясь очередной встрече друг с другом. Эти встречи для них – глоток свежего воздуха, продолжение жизни, полетов.
- И пример тому – мои друзья
Уж сколько лет - летают, любят и живут без полумер:
Всем настоящим, бывших - нет.
А о погибших память, как гранит.
Среди них и тут прошедших нет.
Земля их сохранит,
И пухом будет наше небо.
Нам нужно много так еще пройти
Здесь, посреди Чернышевского аэродрома, заросшего по краям плит травой, возвышается небольшой каменный монумент, а рядом – осколки крыла дельтаплана. Ровно 8 лет назад, в такой же знойный июньский день здесь, на высоте, на крутом вираже сложил крылья дельтаплан. Все говорят, пилот-профессионал был летчиком от Бога – 25-летний сын Аркадия Егоровича и Елены Васильевны Яковлевых – Виктор Яковлев. Но случилось непредвиденное…
Аркадий Егорович и особенно Елена Васильевна подают пример стойкости духа, безмерной преданности любимому делу, железной воли, принимая активнейшее участие во всех сборах, несмотря на незаживающую рану. Для четы Яковлевых – все, кто не может жить без неба – одна, родная семья.
- Надо просто знать, для чего ты живешь. – У Аркадия Егоровича большая жизнь за спиной, 2.5 тысячи учеников в городе. Много раз ловил себя на мысли: вот чего он до сих пор не угомонится?
- Ведь, даже просто организовать подобные сборы чего стоит! – А потом думаю: кто же другой займется этим вопросом. Я завтра отойду от него, а что дальше будет? Нет, я не за благодарность какую-то занимаюсь этим, а по велению души.
Аркадий Егорович закончил училище штурманов дальней авиации. Служил в дальней авиации. Летал на реактивном бомбардировщике. С парашютом прыгал. Воздух для него стал родным.
- И для моего сына тоже. И поэтому не ради высоких каких-то достижений или благодарностей я занимаюсь этой работой, -открывает свою душу ветеран авиации. - Просто не хочу сидеть без дела, семечки на скамейке щелкать. А я хочу хоть немножко отдать молодежи полезного, что знаю, того опыта, который нажил в своей жизни. Если ты не нужен людям, то зачем тогда жить? Бог определил так жизнь человека, чтобы он служил людям. Не каждому ведь довелось родиться и жить на земле. А из всего человечества далеко не каждому довелось познать небо. И то, что мы вместе работаем, для кого небо – часть его души, это великое счастье и мое единственное желание - чтобы мы двигались вперед.
Земля в иллюминаторе
Учить пацанов определять настоящую цель в жизни – такую задачу ставят перед собой многие опытные авиаторы. Один из них летчик-профессионал Герман Иванович Кузьминов из Арсеньева.
Гул восторга пронесся среди собравшихся, когда в небе появился небольшой самолет: «Герман, Герман прилетел!». В последующие несколько часов светло-коричневый, сверкающий «Як-18» то и дело взлетал с очередной партией счастливчиков, изнывающих от желания полетать. Самолет улетал далеко, за пределы видимости, поднимался высоко, переворачивался в воздухе – делал «бочку» - к восторгу зрителей, наблюдавших за пируэтами самолета с земли.
Посчастливилось и мне увидеть землю в невиданном ракурсе: где найти такие слова, чтоб описать, как кружится земля в иллюминаторе, когда самолет ложится на крыло, «в крен», как говорят пилоты! Береговая линия водохранилища стремительно летит тебе навстречу, сама вздыбленная в небо! Тайга, расцвеченная предвечерним солнцем в разные тона зеленого, кружится в сумасшедшем танце, и село – то слева, то справа! Отдыхающие на берегу радостно машут нам руками, платками, прыгают и кричат, особенно, когда пилот приветствует их плавными взмахами крыльев самолета. Мы машем им в ответ, сами сумасшедше счастливые. Елене Васильевне Яковлевой особенно дорого это место – в близлежащем селе она провела детство.
А рядом со мной в самолете сидел человечек – восьмилетний Димка из Чернышевки. Мальчишка с другом Стасом весь день провели на поле. Крутились у дельтаплана, одевали каски, садились в кресло. Они болтали ногами, сидя на задней стойке микрогрузовика летающей семьи из Артема, когда я обратила на них внимание. Откуда пацаны, с кем? Оказалось, одни! Такие маленькие, худенькие, загорелые.
- А мы с Чернышевки, сами пришли, одни.
- Ох! Ничего себе! Есть хотите? Идите поешьте.
- Не-а…
- Так вас, наверное, потеряли?
- Не-а, я предупредил, - Димка – шустрый малец, рассказал, что перешли они в третий класс, учатся хорошо, и очень хотят полетать!
Когда мы с Еленой Васильевной взобрались в кабину, я сказала об этих мальчишках: вот бы взять мелюзгу! Герман Иванович великодушно согласился: давай, пусть кто-нибудь залазит. Глядь, а пацанят и не видно, только что болтались и вот на тебе – счастье свое пробегали. Уже закрылась стеклянная кабина сверху, когда мелькнул бегущий Димка. Герман Иванович и тут проявил великодушие: вновь открыл стеклянный купол, и счастливый пацаненок быстро взобрался в кабину. Глазенки его горели неописуемым восторгом, когда самолет оторвался от земли и взмыл вверх: я первый раз лечу! Всем расскажу! Вон там я живу! – кричал он.
- Все, Димка, будешь летчиком!
Рожденный заново
- Мне доставляет большое удовольствие выполнять полеты. Я 10 лет потратил на то, чтобы своими руками восстановить этот самолет, - рассказывал о выстраданном Герман Иванович Кузьминов. - Его списали в 1994 году, на металлолом сдали. - Вечером, когда наступившую тьму прорывала только лампочка аккумуляторного движка, можно было услышать столько историй! Одна из них – как Як-18, прописанный в Москве, обрел вторую жизнь в Арсеньеве.
В 1994 году на завод «Прогресс» в Арсеньеве пришла телеграмма из Москвы: списывают какой-то самолетишко. Вторая телеграмма следом сообщала, что мешает этот самолет на стоянке: заберите или мы его - в утиль! Герман Иванович Кузьминов – к тому времени уже руководитель арсеньевского авиационно-спортивного клуба «Поиск», узнав об этом, обратился к директору завода, имея твердое намерение забрать списанный самолет и восстановить его.
И ему это удалось. Герман Иванович вывез списанный самолет из Москвы на аэродром Воздвиженки, восстановил, вложив собственные средства, прошел все и сейчас летает на нем в удовольствие себе и другим. Так самолет обрел второе дыхание – другое качество, другой уровень, главное – вторую жизнь. Иначе, если б не безграничное стремление продолжать летать и золотые руки летчика из Арсеньева, давно бы железная птица превратилась в груду металлолома, и никто бы не вспомнил о ней. Теперь же это – прекрасный летательный аппарат.
И кое-кому это с некоторых пор не давало покоя. Нашлись люди, положившие глаз на восстановленный Германом Ивановичем самолет. Много ему пришлось пережить, повоевать за свое детище. И не далее как за несколько дней до сборов в Чернышевке, 20 июня 2006 года, Герман Иванович Кузьменко выиграл суд, подтвердивший его законные права на самолет. В борьбе за своего стального друга Герман Иванович дошел до уполномоченного в суде по правам человека. Дошел бы и до Европейского суда.
В полетах на сборах участвовало три мини-самолета, кроме Як-18, еще двухместные Як-12 и «Бланик». С бывшим планером «Бланик» накрепко связал свою судьбу другой истый энтузиаст летного и самолетостроительного дела, заместитель директора Арсеньевского авиационного техникума - АРТИ (филиал ДВГТУ) - Виктор Ильич Ковалев.
Несколько лет назад по случаю этот планер в катастрофическом техническом состоянии достался арсеньевскому аэроклубу. Он требовал больших капитальных вложений, ремонта. Виктор Ильич Ковалев с группой энтузиастов нашли в себе силы и средства отремонтировать летательный аппарат. Со временем поставили на него трехстоечное шасси, сверху закрепили на центроплане двигатель. После всех этих преобразований из планера получился мотопланер, который прекрасно летает, обладая чудесными летными качествами. И огромная заслуга в этом Виктора Ильича Ковалева и энтузиастов, кто стоял с ним плечо к плечу.
За два дня слета «Бланик» сделал большое количество полетов, на нем прокатилось по небу множество народу.
А мне летать охота!
- Стремление летать от профессии никак не зависит, – Василий Григорьевич Мельничук – доктор, психотерапевт, практикует в центре Стратегического Управления Здоровьем в Артеме. И в то же время - страстный дельтапланерист. - Любой человек может летать. Вот подняться – и полететь! Это – вообще Мне это, ну, оче-ень интересно! Полгода – все занято, занято. А тут – все оставляем и – на сборы. Здесь интересные люди, абсолютно точно! Энтузиасты
Олегу Алексеевичу Данилову из Ярославки – 56 лет. Дельтапланами занимается 20 лет уже.
- Начинали на мусоре летать, в Ярославке, - рассказал он. - Я энергетик по образованию, а дельтапланеризм - это хобби. У нас кружок дельтапланеристов был в ГОКе. В свободное время занимаемся, с младенчества хотелось летать. Вообще, руководство нашего ГОКа нас всегда поддерживало. Даже когда в 95-94 году, когда комбинат у нас встал, пошли пертрубации всякие, пришли люди новые, они тоже положительно относились к нам. Спонсировали нас ежегодно в День металлурга. Надеемся и в этом году полетать. Руководство сказало: бочку-две бензина нам всегда найдут.
Иван Омелюх из Дальнегорска с 97-го года строит свой летательный аппарат - автожир. Как многие дельтапланеристы, идеи, чертежи берет из журналов.
- Начал заниматься строительством летательного аппарата в клубе «Альбатрос», которым руководил Анатолий Сергеевич Алексеев - рассказывает еще один повернутый на небе. – Здесь же, в клубе «Альбатрос» меня научили летать на дельтаплане. Но мне понравился автожир – это гибрид вертолета и самолета,
- управление им идеальное! И столько можно на нем сделать. Скорее бы двигатель поставить, сделать двухместный аппарат. К осени, думаю, полечу.
Точно, желание летать не зависит от профессии. Евгений Богомолов, механик ЦЗЛ ЗАО «ГХК Бор» никоим образом не причастен к авиации, а летать так хочется! Всей семьей, можно сказать, приехал он на сборы. Налетались от души! И сам, и мальчишки – Слава и Ваня Шикины. Пацаны и на дельтаплане прокатились и на самолете. Есть что рассказать друзьям! Наверняка они теперь к своим музыкальным занятиям – оба играют в духовом оркестре в ДК «Химик» – добавят дельтапланеризм. Тем более, что в Дальнегорске есть клуб «Альбатрос», руководит которым сейчас энтузиаст дельтапланеризма Евгений Шепелев, организовавший нашу поездку на сборы.
Кто хочет летать, полетит на метле. И добьется своего. Уже ночью добрался на «перекладных» до Арсеньева еще один «дельтанутый» из Дальнегорска. А днем Анатолий Сергеевич Алексеев уже сам держал трапецию дельтаплана. Только ему разрешили осуществить самостоятельно полет. Ради такого стоит сорваться с места!
Антонина Лаврик
http://www.poiskfebs.narod.ru/lavrikfebs.html
г. Дальнегорск – аэродром Чернышевка
24-26 августа 2006 года
Фото автора |